Слушая разговоры родителей, особенно мам, мы часто слышим: «А мой лентяй! Не знаю, что и делать!» И в это емкое слово входит следующее: плохо учится, не старается, не хочет помогать по дому, отказывается ходить в музыкалку (спортивную секцию, на дополнительные занятия), ребенка мало что интересует, исправление оценок откладывает на потом и т.д. А что, если детская лень вовсе и не лень, а нечто иное? Как вам такое мнение? Вы готовы выслушать о себе, а не о ребенке?

У вас высокие требования, у ребенка в ответ сопротивление

Ленью вообще проще назвать то, что в психологии называется сопротивлением. Вы говорите школьнику, что он ленивый, значит, есть тот, кто это осуждает, и тот, кто является виновником. Таким образом значительно легче перенести ответственность за детское сопротивление на самого ребенка, назвать лентяем, обвинить его и не разбираться, с чем именно связано его пассивное поведение. Вы требуете определенного поведения, выполнения обязательств, хорошей учебы, быстрого успеха, сравниваете ребенка с более успешными детьми. Ваш напор и желание сделать из ребенка кого-то другого вызывает стресс. Детская психика устроена так, что она автоматически пытается сохранить собственное «я». Он сдается, становится пассивным и безразличным ко многим вещам. Но это не лень. Отнюдь.

Что делать: сбавить напор и обороты. Показать ребенку пример безусловной любви. «Мы любим тебя не за что-то, ты имеешь право на ошибки, мы всегда рядом!» И постепенно искать вместе то направление, в котором ребенок может получить хороший результат. Закрепите его. Ведь именно на положительном опыте основывается в дальнейшем все результаты и умение идти вперед, несмотря ни на что.

Нет мотивации – нет реакции

На примере школы. Кто вам сказал, что ребенок рождается с уже сформированной учебной мотивацией? Большинство современных учебных заведений очень слабо занимаются этим вопросом. Учитель отговорил свой предмет, задал на дом задание, принял ответ у доски. Когда взрослые создают развивающую и творческую среду, идеальную для каждого ребенка, то желание учиться возрастает. Проявляются интерес и вовлеченность в предмет.

Если обучающий процесс построен скучно, равнодушно, однообразно, ваш ребенок просто не ответит на все это действо заинтересованностью

Что он будет делать? Уходить от того, что ему не нравится. Вот и весь ответ. И разве это лень?

Что делать: мотивировать! Если в школе уроки проходят унифицировано, создавайте познавающую среду дома. В интернете появились бесплатные обучающие программы онлайн. Покупайте интересные книги, занимайтесь дополнительно, просматривайте обучающие программы. И наблюдайте за реакцией ребенка.

Ленивые дети – это дети с заниженной самооценкой

Неверие в себя приводит к отказу от деятельности. Не принимайте это за лень. На самом деле родители, которые зачастую сами не реализовались в чем-то в жизни, очень критично относятся к ребенку, «отражают» его в основном с точки зрения негатива и указывают на его недостатки. Ребенок думает, что он всегда и в любой ситуации не такой, как надо. А раз он не такой, то и стараться незачем.

Что делать: ребенок не должен стараться угодить взрослым. Это не та мотивация. Всегда и во всем у школьника должна быть позитивная обратная связь. Родитель должен дать ему положительную оценку, если ребенок ее заслуживает.

А может быть, ребенок в стрессе?

У любого ребенка есть основная потребность – чувствовать себя в безопасности. Когда рядом родители, которые помогают сыну или дочери понять, что они всегда защитят и решат многие проблемы, это очень важно. Но порой эта защита бывает только в стенах домашнего очага. «Ты сам должен решить этот конфликт в школе!», «Я не буду вмешиваться в твои проблемы с учителями!», «Ты будущий мужчина, реши вопрос с обидчиками!» Сильные переживания, страх, стыд, напряжение тормозят психику ребенка, отнимают и силы, и возможности думать в нужном темпе. Поэтому школьник может выглядеть уставшим и астеничным. Он быстро теряет связь с учителем на уроке. После школы сразу ложится спать и не высыпается, встает разбитым утром. Не может выполнить домашнее задание в полном объеме и подчас просто сидит над учебником. И это вовсе не лень…

Что делать: в этом случае стоит поговорить с ним о его страхах и тревогах, связанных со школой. Узнать, в чем основная проблема, исключить буллинг (агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны остальных членов коллектива или его части). И разобраться с этой ситуацией вместе.

Ничегонеделание… просто необходимо ребенку!

Прежде чем назвать своего ребенка лентяем, подумайте. Загляните к нему в комнату и спросите, что он делает. Вполне возможно, у него есть занятие, и не самое плохое. Он может сочинять музыку, стихи, вынашивать план выступления в школе. Поставьте четкие границы, если какие-то дела должны быть сделаны вовремя. Границы очень важны для школьника. Но! И сейчас вы удивитесь. Ничегонеделание – это способ ребенка отдохнуть, побыть с собой, упорядочить мысли и сложить их в нужные коробочки в голове. Ему надо переварить то, что он увидел и узнал. Это совершенно необходимый навык – застыть на мгновение, чтобы познать себя, уметь прислушиваться к себе. Если вы позволите этому процессу присутствовать в жизни ребенка, то это научит его сохранять нужную энергию созидания.

Что делать: приглядеться, увидеть, что нужно ребенку. Дать ему возможность побыть с собой. Это золотое время детского таинства, когда ваш сын или дочь учится вести монолог о своей жизни и воспринимать это как приятные мгновения отдыха. А не слышать постоянное: «Ты лентяй и займись уже чем-нибудь!»

Источник: wday.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ