Когда обводишь усталым взором завалы игрушек, невольно думаешь о волшебном мешке, в который бы засунуть все это разом – и выбросить. Кажется, пользы от этого игрушечного изобилия никакой, одно расстройство маме.

И впрямь, если эта ученая собака должна учить петь и танцевать, почему она всегда оказывается вон там в углу, за шторой? А если эти карточки со словами на самом деле такие прогрессивные, чего ж они тогда вечно лежат сплошным ковром, а книги по-прежнему приходится читать сыну вслух? И почему, скажите на милость, Ваня не строит из лего, если ему купили уже три фирменные книжки с фантазийными моделями? Наверное, стоило не заполнять свою двушку всем этим развивающим хламом, а ограничиться кубиками да пирамидками, которые и нам когда-то сослужили добрую службу.

— Сейчас очень модно говорить про раннее развитие ребенка, про создание развивающей среды для малыша, – рассказывает педагог раннего развития Людмила Работягова. — Мамочки проводят много времени на различных форумах, составляя списки must have суперразвивающих игрушек. И вот тут нужно разобраться: чего мы хотим от игрушки, так ли бесполезны простые плюшевые мишки и почему разрекламированная игра для развития интеллекта с 6 месяцев пылится на полке, а малыш и не смотрит в ее сторону?

Как играть с игрушками

Чтобы игрушки вызывали интерес и служили развитию интеллекта, ребенку нужно показывать, как с ними играть.

— Начнем с того, что при творческом подходе любая игрушка может стать развивающей, – говорит наш эксперт. — Подарили ребенку мягкого зайчика, а он с ним не играет, так и лежит тот на полке. Но вот нам пора на прививку в поликлинику. Как подготовить малыша? Достаем нашего зайку, мишку, куклу, робота, «ставим» им прививки, успокаиваем их, угощаем морковкой, медом, конфетой, машинным маслом. Пусть малыш сам расскажет зайке, зачем ему нужна прививка. Вот уже и в больницу не так страшно идти, а зайку берем с собой – малышу с ним будет спокойнее, он уже верный друг.

Плюшевые игрушки для того и придуманы, чтобы быть участниками сюжетно-ролевой игры, и развивающую роль ее трудно переоценить. Такая игра становится основной уже к трем-четырем годам малыша.

— Доставайте игрушки, фантазируйте, вовлекайте ребенка – «магазин», «больница», «школа», «автобус», да хоть путешествие к центру земли! — советует Людмила Работягова.

Игрушки для мамы

С подобным энтузиазмом нужно подходить и ко всем остальным играм малыша. Пусть он кажется вам удивительно, необычайно умным с рождения, сам он вряд ли сообразит, как играть в домино или шашки.

— Нужно понимать, что даже самая «умная» развивающая игрушка не будет эффективна, если вы не приложите определенных усилий, – уверяет специалист. — Опять-таки, ребенка нужно заинтересовать игрой, показать, как нужно выполнять задания, если ему трудно, направить, похвалить, поддержать. Недостаточно просто накупить развивалок и ждать, когда же ребенок ими займется. Задача мамы – сделать игру полезной и интересной.

И не надо жаловаться, что у вас нет для этого времени. Считайте, что с этой целью вас и посадили в декрет.

Отдельно стоит сказать об игрушках, которые заявляются как обучающие: всех этих музыкальных столиках, интерактивных куклах, поющих микрофонах, говорящих плакатах.

— Они сами по себе неплохи, но не стоит ожидать, что, просто нажимая кнопки, ребенок научится читать, считать, сам выучит цвета и английский язык, – разочаровывает мам Людмила Работягова. — С ними интересно поиграть, ребенок может запомнить несколько стишков и песенок (а это, конечно, замечательно), но не нужно их путать с развивающими пособиями и играми. Развивающая игра требует методичности, усилий со стороны мамы и малыша.

Сколько должно быть игрушек

Ответ, понятно, индивидуален, но в любом случае важно грамотно их разместить. Соблазнительно рассовать машинки по коробкам, чтобы комната выглядела опрятно, но разве они для того куплены?

— Ребенок должен иметь возможность самостоятельно достать интересующие его игрушки и потом положить их на место, – считает педагог. — Поэтому в идеале игрушки должны быть расставлены на открытых полках, быть на виду у малыша. Если ребенок видит игрушку, он понимает, что нет необходимости вытрясать все из ящиков, чтобы вспомнить, что же там спрятано.

А если ящики не будут перевернуты вверх дном, маме проще будет убираться! Рано или поздно становится очевидно, что маленький ребенок не способен качественно наводить порядок, даже если ему это интересно. Значит, вся нагрузка остается на вас. Вот и держите дома ровно столько игрушек, сколько готовы убирать!

Но, конечно, в доступных малышам местах не стоит хранить игрушки, в которые надо играть только с мамой, например, конструкторы с мелкими деталями.

Ребенок всегда найдет, чем себя занять, даже если у него совсем мало игрушек. Зато если наоборот, то большая часть из них останется невостребованной – малыш физически не успеет поиграть со всеми.

— Лучше брать меньшее количество игрушек, но полностью реализовывать их потенциал, – считает эксперт. — Ведь многие развивающие игрушки имеют варианты усложнения заданий, уровней.

Трудности выбора

На полках магазина развивающих игрушек столько, что внимание родителей рассеивается. Но мы уже знаем, что скупать все подряд не стоит, и значит, нельзя терять бдительность.

Так, говоря о звуковых плакатах, педагог советует избегать тех, что учат алфавиту. Как и прочие подобные игрушки (телефоны, планшеты), они помогают запомнить правильное название букв, а не звуки. Знающему звуки ребенку гораздо проще научиться читать, чем тому, что выучил алфавит, а теперь недоумевает над несуществующим словом МЭАМЭА.

Непросто и с развлекающими музыкальными игрушками. Даже если это тривиальный поющий мишка, стоит проверить, что именно он поет.

— Никогда не забуду мышку-пирата, конечно, сделанного в Китае, который три раза пропевал пару строк из популярной некогда песни: «Легче мне не станет, и тебе не станет, но не в этом суть!» Все. И так три раза! — делится Людмила Работягова.

Еще перед покупкой она советует попросить продавца вставить батарейки, чтобы узнать, не издает ли медведь раздражающего шипения или писка, послушать, что он говорит, понятно ли это звучит, нет ли речевых ошибок в его шаблонах и корректно ли записаны все фразы и песенки.

— Какой бы ни была игрушка, главная развивающая сила – это вы! — призывает педагог.

Источник видео: Getty Images

Источник: wday.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ