Об этом в интервью рассказала Наталья Левицкая-Филиппова, руководитель народного детского танцевального ансамбля «Калинка» им. А.Н. Филиппова.Детскому хореографическому ансаблю народного танца «Калинка» им. Филиппова уже 50 лет. Расскажите историю создания коллектива.

Мой папа, Александр Николаевич Филиппов, основатель ансамбля долго мечтал о своем коллективе. До создания «Калинки» он проработал некоторое время педагогом в культурном центре ЗИЛ, потом его направили в ДК им. Серафимовича для открытия хореографического кружка. Там папа познакомился с директором А. А. Шурыгиной, вместе с которой было решено создать детский ансамбль. Поначалу Александр Николаевич набирал детей из ближайших школ района, ходил по соседним дворам, приводил малышей на пробные уроки и учил танцам через игру. Так со временем сформировался коллектив ансамбля.

Открытый урок классического танцаКак Вы лично пришли к народным танцам?

Безусловно, любовь к танцам – это заслуга моих родителей. Моя мама, пианистка, выпускница Академии им.Гнесиных, с раннего детства водила меня на концерты ансамбля им. Моисеева, хора им. Пятницкого, Березки. Всегда, затаив дыхание, я смотрела на сцену, мне хотелось оказаться среди артистов. Особенно завораживал народный танец. Я даже не могу сказать, в какой именно момент пришла к нему. Вот сколько себя помню, столько же вспоминаю Моисейцев, Пятницких, Березку. Всегда это производило на меня огромное впечатление, и я хотела танцевать, хотела быть вместе с ними на одной сцене.

Мама, увидев мое стремление, отдала меня сначала в ансамбль им. Локтева, там я была примерно год. Потом попала в ансамбль «Калинка», где уже Александр Николаевич Филиппов, мой папа, и педагоги привили не только любовь к народному танцу, но и любовь к работе над собой. Дальше было хореографическое училище им.Пятницкого. Такой ответственный шаг был уже моим решением, которое я приняла для работы на профессиональной сцене именно в направлении народного танца. С гастролями я побывала практически во всех странах мира, и сейчас передаю накопленный опыт малышам, продолжая дело своей семьи.

Н. Левицкая-Филиппова, художественный руководитель «Калинки» им. А.Н. Филиппова Как и когда вы осознали свою любовь к танцам?

Наверное, я с ней родилась, выделить момент осознания не так просто. Сколько себя помню из детства, то всегда хотела танцевать. Меня манило все, что было связано со сценой, софитами и залом. Моя мама с раннего детства привила интерес и любовь к народному танцу, объясняя, что это достояние нашей культуры и страны. В СССР народные коллективы были настоящим примером для подражания, во всем мире не могли разгадать секрет знаменитого танца ансамбля «Березка», где артистки бувально плывут по сцене, а трюковым номерам ансамбля им. Моисеева и сейчас рукоплещет весь мир.

Желание к движению, желание к танцу, желание быть на сцене – самая главная мотивация для артиста. Я другой профессии для себя даже не рассматривала. Хореграфия, видимо, была заложена в ДНК.

Мода и тенденции скоротечны, однако русский народный танец всегда остается актуальным. Почему?

К моему большому сожалению, зачастую мода на народный танец в нашей стране просыпается в период больших спортивных праздников или международных событий, когда все россияне вспоминают «Калинку» и надевают кокошники. В СССР народный танец считался невероятно престижным, практически в каждом районе даже небольшого города существовал свой народный хореографический коллектив. В каждом регионе собирались и тщательно отслеживались традиции.

После смены власти и распада СССР наступили сложные экономические времена для всей страны, а народный танец все же требует инвестиций, поскольку наши костюмы – это не белая майка и гимнастическое трико, а сложные платья, шитье, инкрустация. Я помню, как в 90-е годы знаменитые коллективы были вынуждены распродавать уникальные костюмы для того, чтобы выплачивать зарплату.

После прошедшего чемпионата мира по футболу в России мы почувствовали некий интерес к народному танцу и русскому танцу в особенности, хочется верить, что интерес к нашей культуре возрождается и возродится в полной мере, как это было раньше, потому что это культура и наше наследие. Многие в этом плане зависит от молодежи и молодых родителей, которые закладывают основу представления о стране свои детям.

Не важно, в каком направлении: хореография, вокал, народное творчество. Но сильна та нация, которая знает и чтит свои корни. Каждый раз, когда мой коллектив «Калинка» им. Филиппова выступает на международных площадках, мы видим, какой неподдельный интерес вызывают русские народные танцы. Если бы вы видели, как жители Азии реагируют на выступление с нашим легендарным танцем «Калинка», которому 50 лет, то гордость за страну переполняла бы каждого.

Я очень надеюсь, что это будет продолжаться дальше и что это достигнет, можно так сказать, фанатичной любви к своей культуре и своей стране.

«Калинка» им. А.Н. Филиппова, Старая ОдессаКак среди всего многообразия танцевальных жанров понять, какой наиболее подходящий вариант для твоего ребенка?

На самом деле определить жанр, в котором хотел бы заниматься ваш ребенок, – это совместная работа детей и родителей. В большинстве своем дети попадают в кружки, творческие студии в связи с интересом или амбициями их родителей.

То фундаментальное, что вы заложите, куда вы приведете ребенка, то ребенок и будет любить. По крайней мере, это в возрасте 4−5 лет, когда малышей приводят в коллектив и они еще не могут различать современный, народный или классический танец. Нравиться будет то, что вызовет положительные эмоции, тот танец, где педагог похвалит или подскажет, как двигаться, та студия, где родители будут поддерживать малыша в каждом движении.

Если родитель объективно видит предрасположенность ребенка к хореографии в возрасте 4−5 лет, то нужно записаться в коллектив, пройти просмотр и дальше поддерживать таланты своего малыша. Определить в 4-летнем возрасте конкретное направление, в котором у ребенка получится развиваться, непросто. Важно адекватно оценивать физиологию малыша и природные данные. В последнее время молодые родители массово отдают дочерей в классический танец в балетных студиях, не осознавая, скольким критериям должна соответствовать дочка, чтобы эти занятия приносили ей радость и счастье.

Опытный педагог в хореографической студии поможет определить, насколько ваш ребенок склонен к тому или иному направлению. Но это произойдет не сразу, а через несколько лет занятий. Потому что, например, в классическом направлении нужны определенные данные, характеристики. В народном танце тоже есть свои критерии. В современной хореографии требования попроще.

Ближе к 7−8 годам определить, какой танец нравится вашему ребенку, уже проще. Развивается координация движений, детки соотносят свои успехи с желаниями, появляются друзья и привязанности в кружках.

В этом возрасте дети уже ходят на концерты других коллективов и видят, что им кажется красивым и как хотелось бы выступать. Какие-то детки скажут: мне нравится классика, мне нравится балет. Потому что они уже с 4−5 летнего возраста окунулись в сферу хореографии и начинают видеть различия. Также в 7−8-летнем возрасте дети уже сами участвуют в концертах, видят другие коллективы, у которых иные направления. Они понимают: вот это мне нравится больше, чем-то, чем я занимаюсь, или, наоборот, меньше.

«Калинка» им. А.Н. Филиппова на Красной площади с Алексеем Воробьевым 12 июня 2017 годаКакие вы можете дать советы родителям при решении отдать ребенка в танцы?

Если вы привели ребенка в коллектив, не в клуб по интересам, а в ансамбль, который дает концерты, который работает на больших сценах, в таком случае у меня совет один: доверьтесь педагогу. Что педагог вам скажет, то и делайте. Потому что у каждого коллектива свои традиции, дисциплина, рабочие программы.

Педагог, видя вашего ребенка, знает, как с ним работать. Поэтому не нужно пытаться управлять процессом обучения и пытаться обучить педагогический состав работать с вашим малышом. Доверьтесь педагогу, специалист лучше знает.

Главный совет, который я хочу дать родителям, решившим отдать детей в хореографию, – это набраться терпения. Каким бы легким, воздушным ни был танец на сцене, когда вы сидите в зрительном зале, за кулисами – это кропортливый труд. Ребенок может иногда плакать, капризничать, лениться, потому что это тяжело и к этому нужно быть готовыми.

Нужно ребенка настраивать на то, что он должен работать над собой, быть целеустремленным, трудолюбивым, потому что без этих качеств достичь чего-то и на сцене и в жизни очень сложно.

Как правильно сформировать график ребенка, чтобы совмещать школу с дополнительными занятиями спортом или творчеством?

Если вы приходите заниматься в ансамбль, который уже имеет определенные традиции, то у него уже устоявшееся расписание, это нужно принять как медицинский факт. Расписание – это сложный административный процесс, в котором учитывается занятость педагогов, свободные залы, расписания множества других групп в коллективе.

Как правило, все детские коллективы работают после основной школы, во второй половине дня. Поэтому тут нужно расставлять приоритеты. Если вы водите ребенка в несколько кружков, решите, какой кружок для вас приоритетней и почему. Поговорите с ребенком, каким делом ему хотелось бы заниматься больше всего, а чему он готов уделять меньше внимания.

Могу сказать как педагог и мама двоих детей, что перегружать ребенка большим количеством дополнительных занятий не стоит. Лучше заниматься один-два направлениями, и ребенок будет более успешен, нежели вы отдадите его в 10 кружков, и он будет растерян, потерян, да и уставать больше.

Совместить два направления (например, музыку и спорт, танец и рисование) со школой вполне реально без ущерба для здоровья и психики школьника.

КВН-2017Бывало ли у вас когда-нибудь желание забросить танцевальную карьеру и заняться другой профессией?

Кризисы бывают у всех, но они были скоротечны. Буквально пару раз меня посещали такие мысли. Но осознание того, что я нахожусь на своем месте, всегда побеждало все мои кризисы. Наверное, хотя бы раз в жизни у каждого человека бывает сложный период, когда ему хочется уйти и хлопнуть дверью.

Сложности бывали и на профессиональной сцене, и в работе с детским коллективом. Но в силу моей большой любви к детям и своей профессии плохое настроение исчезает очень быстро, когда я захожу в класс и вижу детей, которые так же влюблены в народный танец, как и я.

Какие вы можете дать советы родителям, чтобы понять, стоит ли развивать ребенка в творческом направлении?

Могу сказать с точки зрения себя как педагога и матери. Я считаю, что каждого ребенка нужно развивать творчески, это всегда будет конкуретным преимуществом перед другими.

Недаром раньше в классических гимназиях преподавали живопись, хореографию, вокал, музыку, потому что это всегда положительно сказывается на развитии ребенка. Независимо от того, что вы выберете из любого творческого направления, это никогда не повредит развитию.

Поэтому мое мнение: развивать творчески нужно абсолютно каждого ребенка. Главное – выбрать правильное, подходящее направление вашего малыша, которое поможет раскрыть потенциал и развить личность.

Источник: wday.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ